Нарративный анализ дискурса

Нарративный анализ дискурса – направление дискурсивных исследований, которое фокусируется на изучении: а) инвариантности элементов внутренней структуры повествований (Brockmeier and Carbaugh 2001) с целью установить смыслообразующие принципы нарратива, «универсальные повествовательные законы» (Барт 2001: 16); б) вариативности, интерпретативности, ситуативности повествований от первого лица, предлагающих «различные версии и оценки участников и событий в соответствии с риторическими потребностями непосредственного контекста». Основные нарратологические теории: теории русских формалистов (В. Пропп, В. Шкловский, Б. Эйхенбаум,), диалогическая теория нарратива (М. Бахтин), теория «новой критики» (Р.П. Блэкмер), неоаристотелианские теории (У. Бут, Р.С. Грейн,), психоаналитические теории (К. Берк, Ж. Лакан), герменевтические и феноменологические теории (Р. Ингарден, Ж. Пуле, П. Рикер,), структуралистские семиотические теории (Р. Барт, А. Греймас, Ж. Женетт, К. Леви-Строс, Ц. Тодоров, Х. Уайт), теории читательского восприятия (В. Айзер, Х.Р. Яусс), постструктуралистские и деконструктивистские теории (Ж. Деррида, П. Де Ман).
Вклад нарративного анализа в теорию дискурса.

Нарратив и дискурс. Дискурсивность нарратива определяется его «миромоделирующей» функцией: передавая историю, рассказчик выстраивает собственную модель событий и своей роли в их развитии (нарративная процедура не воспроизводит, а «творит реальность» - Фредрик Джеймисон); модель всегда вариативна, т.к. ориентирована на различного слушателя и контекст рассказывания истории. Другой вектор дискурсивности нарратива – его смысловая и структурная обусловленность (форматируемость) различными дискурсами: универсальными культурными и институциональными сценариями, национально-специфическими сюжетами, интертекстуальными связями, когнитивными схемами нарраций.
Нарративный анализ и когнитивный анализ дискурс. Методы нарративного кодирования перспективны для когнитивного анализа дискурса. Структурный анализ нарративов (выделение инвариантных элементов нарративного эпизода) аналогичен поиску макроструктуры текстов, или «глобальной схематичной формы» дискурса, позволяющей различать дискурсивные жанры, – ван Дейк обозначает ее понятием «схемата». Так, например, «схемата» газетной статьи включает в себя резюме и фабулу; фабула содержит описание ситуации и комментарии, ситуация – описание эпизода и фона, эпизод – описание основных событий и их последствий, фон – описание контекста (условий) и предыстории. Структурный анализ нарратива (в частности, мифа) применяется для  исследования институциональных дискурсов как отличающихся жесткой структурированностью и фиксированной сменой коммуникативных ролей –  следствием социальных и идеологических ограничений на тексты, созданные в рамках таких дискурсов. В частности, с позиции нарративного анализа исследователями массовой коммуникации рассматриваются новости, поскольку в них можно выделить главных и второстепенных действующих лиц, «героев» и «злодеев», а также последовательно развивающееся действие, которое соответствует привычным для аудитории сценариям и имеет начало, середину, конец и маркированные драматические повороты в сюжете [Franzosi 1998].

Нарративный анализ в изучении интертекстуальности и адресантности (субъектности) дискурса.
1). Изучение изоморфности глубинных смысловых структур нарративов вносит вклад в исследование интертекстуальности, в которой нарратологи видят основу понимания дискурса, всегда «вписанного» в «более широкие формы понятности» (Wetherell 1998:430) и системы «образования значений.
2). Нарративный анализ изучает адресантность / субъектность нарратива как когнитивно-дискурсивный инвариант и как функцию, производную (а) от доминантных дискурсов или универсальных культурных сценариев; б) от локального дискурсивного контекста: личности становятся когерентными и осмысленными посредством осуществляемой ими повествовательной работы, конструируются в разговоре и повествовании как «версии себя» (Sarbin 1986); повествование является особой практикой, посредством которой субъект, исполняя свои роли, осознает себя; рассказывает о том, кем он является и кем хотел бы стать. «Нарративы действуют как чрезвычайно изменчивые формы посредничества между личностными «моделями» и обобщенными канонами культуры, то есть являются одновременно моделями мира и моделями собственного «я» (Брокмейер, Харре 2000:38). Наша идентичность – «не фиксирована и не автономна, а эволюционирует в форме незаконченной истории, мы понимаем и конструируем себя как нарратив, чтобы объяснить себе самих себя» [Rossiter, 1990, p.62].


Дополнительная информация: Практическая дискурсология (нарративный анализ).

 

Нарративный анализ дискурса (Кравченко Н.К.)