Коммуникативная роль

Коммуникативная роль: в этой рубрике содержится определение коммуникативной роли, классификации коммуникативных ролей по различным основаниям, методика анализа коммуникативных ролей (методика інтегративного аналізу комунікативних ролей – укр. мовою), анализ коммуникативной роли как мотивационно-прагматического параметра дискурса и характеристика мены коммуникативных ролей как категории дискурса; анализ дискурсивного потенциала коммуникативных ролей (мены коммуникативных ролей) –  конститутивной, формально-структурной и содержательной функций коммуникативных ролей в упорядоченности и развитии разговорного дискурса.

Объем статей под рубрикой «коммуникативная роль» - 24 страницы.

Образец фрагмента статьи в этой рубрике:
Коммуникативная роль – параметр персонального и институционального дискурса, сложный лингвокомуникативный феномен, который ориентирован на активацию определенного компонента в языковом и коммуникативном сознании участников общения в соответствии с 2-мя группами факторов: а) относительно статическими – типом коммуникативной ситуации с фиксированным набором переменных: социальными (социальный статус, тип социальных отношений), культурными (традиции), личными (возраст, пол, психологический тип) характеристиками интерактантов; б) факторами ролевой динамизации (встречной ролью, учетом коммуникативного поведения собеседника, изменений локального контекста, экстралингвистических ситуативных факторов, влияющих на ход общения). Основными компонентами теории ролей являются субъект (Self / Ego), объект (the Other / Alter) коммуникации и коммуникативная ситуация (Environment / Situation), которые совместно и уточняют социоролевые проявления личности в интеракции. Концепт "роль" включает две составляющие: ментальную  (осмысление роли) и поведенческую (исполнение роли). Характеристики коммуникативных ролей: стереотипность и ожидаемость взаимных прав и обязанностей; стереотипность сценариев коммуникативного поведения; заданность социопсихологическими характеристиками интерактантов: психологическим типом, социальным статусом, возрастным, гендерным и другими факторами. Параметры роли: лингальные, прагматические и когнитивно-концептуальные. Когнитивной основой роли являются предикативные признаки фрейма-сценария коммуникативного поведения, «закрепленного» за ролевым инвариантом. Прагматическая составляющая коммуникативных ролей – особенности соблюдения / нарушения их исполнителями кооперативных максим, использования дискурсивных импликатур, применения стратегий негативной и позитивной вежливости, максим вежливости, актов, которые «угрожают лицу» собеседника; косвенных речевых актов, выбор стратегий, употребление манипулятивных форм воздействия на интерактанта, хеджирования, митигации и т.д.

 

Коммуникативная роль (Кравченко Н.К.)