Коверсационный анализ – эмпирический подход, устанавливающий связь структур разговора с социальными практиками и ожиданиями, на основе которых участники конструируют собственное поведение и интерпретируют поведение другого. Основными представителями конверсационного анализа являются Гейл Джефферсон, Гарви Сакс, Эммануил Щеглофф. Теоретические основы конверсационного анализа – теория интеракции Э. Гоффмана (Goffman 1967; 1972; 1974; 1981) и этнометодология. Материалом исследования для конверсационных аналитиков являются аудио и аудиовизуальные (реже – видео) записи устных спонтанных интерактивных текстов; диалогов в формальных и неформальных ситуациях; институциональной коммуникации.
Отличительные особенности конверсационного анализа:
Для конверсационного анализа существует ряд запретов, касающихся методики исследования, а именно: запрещается формулировать гипотезы, делать теоретические обобщения; изучать ментальные установки, мотивы, эмоции, любые психологические характеристики говорящих. Структура не может быть выявлена с помощью интроспекции или контролируемого эксперимента (искажающего естественное речевое поведение), но только посредством детального изучения естественного разговора (‘naturally-occurring conversation”) и тех категорий, которые используются для его построения самими участниками и выявляются при анализе последовательной смены интеракций.
Основные исследовательские принципы и постулаты конверсационного анализа:
а) существование порядка на всех уровнях вербального взаимодействия (вербальное взаимодействие структурно организовано);
б) отсутствие случайностей в интерсубъектном взаимодействии: мельчайшие детали речи – важный аналитический ресурс; нельзя пренебречь ни одной из них как малозначительной или неправильной.
в) принцип эмпиризма и немотивированного (неангажированного) наблюдения;
г) вклад, вносимый в интеракцию каждым из участников, контекстуально ориентирован; обязательным является процесс индексирования высказывания к контексту;
д) понимание любого разговора (приглашения, обвинения, шутки и др.) как социального действия: «когда мы изучаем разговор, мы исследуем действия и деятельности, посредством которых осуществляется социальная жизнь» (Drew 2005: 75).
Соответственно, основная цель конверсационного анализа – идентификация систематических характеристик разговора, упорядоченностей, повторяющихся схем взаимодействия участников интеракции для выявления того, как организован и регулируется социальный порядок; описание моделей, посредством которых люди ориентируются и ориентируют друг друга на некоторый «базисный» (underlying) нормативный порядок, который выявляется в структурах и регулярностях разговора.
Цели конверсационного анализа реализуются в задачах, связанных с выявлением определенных аспектов упорядоченности разговора:
1) каким образом участники формируют ориентацию на разговор, на предмет обсуждения, как они «приспосабливаются» друг к другу для целей интеракции;
2) как распределяется разговор между участниками;
3) как структурируется разговор (взятие хода, секвенции и адъяцентные пары; выявление нормативного порядка разговора посредством анализа «сбоев» в интеракции и возможностей восстановления диалога);
4) каким образом конструируется дискурсивная личность.
Центральный принцип конверсационного анализа состоит в постулировании того, что порядок в организации повседневной речи существует, прежде всего, для людей, конструирующих речь, то есть создается самими участниками, а не устанавливается исследователями (Sacks, Schegloff 1973: 289-327; Sacks, Schegloff, Jefferson 1974:696-735). Из указанного принципа вытекают основополагающие характеристики разговора как: а) средства поддержания социальной солидарности (систематически производится «членами общества друг для друга»); б) результата двойного авторства: в процессе координирования своих речевых вкладов говорящие совместно создают нечто, что является в высокой степени структурированным. Последнее положение методологически связано с обоснованием таких основных категорий и единиц анализа КА, как речевой ход, секвенция и адъяцентная пара.